Петербургский Летний сад, памятник садово-паркового искусства, был заложен Петром I в 1704 году и множество раз перестраивался, разрушался наводнениями и вновь восстанавливался. Недавно знаменитый парковый ансамбль открылся после долгой реконструкции, в ходе которой радикально изменил свой прежний вид. Главное его варварское изменение — это замена всех мраморных скульптур на новые копии из полимербетона.
Проект превращает скульптуры в архетипы изгнанников и скитальцев, подобных актерам бродячего театра, готовым показывать свои представления в любом захолустье.
Фанерные скульптуры являются визитной карточкой Шишкина-Хокусая. Идея использовать плоские фигуры возникла в результате многолетней работы над театральными декорациями — сценограф по образованию, Шишкин-Хокусай работу над спектаклем всегда начинал с того, что вырезал и расставлял фигурки в масштабе 1:20 внутри макета сцены.
В поле современного искусства фигурки сохраняют первоначальный игровой элемент, позволивший автору однажды сравнить их с оловянными солдатиками. «Фанерные фигуры — моя волшебная палочка, позволяющая легко преображать любое место», — говорит Шишкин-Хокусай. По словам художника, он совершает «офанеривание мира», заполняя его своими инсталляциями.
Александр Шишкин — сценограф по образованию. Сотрудничает с режиссерами Андреем Могучим и Юрием Бутусовым в оформлении спектаклей на главных театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Работа художника» (2008, 2011, 2012 и 2014).
В 2010 году Шишкин вошел в состав петербургской художественной группировки «Паразит» и с тех пор в современном искусстве выступает как Шишкин-Хокусай. Художник присоединил к своей фамилии, которая также является фамилией широко известного в России живописца, имя знаменитого японского художника Хокусая.
Первый проект художника в сфере современного искусства «Соки света» был выдвинут на премию Кандинского (2012). В последующие несколько лет Шишкин-Хокусай показал себя мастером паблик-арта. Его популярные персонажи — нарисованные черной краской и вырезанные из фанеры фигуры девочек были установлены в общественных пространствах. В 2017 году художник участвовал в первой Триеннале российского современного искусства Музея «Гараж», задействовав для своей инсталляции временный павильон музея работы Шигеру Бана. Шишкин-Хокусай разместил по карнизу практически разобранной постройки фанерные реплики скульптур из Эрмитажа и Летнего сада, тем самым превратив с помощью плоских фигур московский вид в петербургский. Начиная с октября 2017 года его инсталляция «Штурм» из 43 фанерных фигур, посвященная столетию русской революции, регулярно и с успехом демонстрируется в Лондоне. В 2019 году со своей инсталляцией «Фламандская школа» Шишкин-Хокусай стал участником павильона России на 58-й Венецианской биеннале.