АЛЕКСАНДР
ШИШКИН-
ХОКУСАЙ
Фанерный Летний сад
Фанерный Летний сад
Фанера, акрил, лак
2015 – 2016
6
БУДУЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Выставка – экскурсия
11
12
24
25
04
25
При поддержке
Профильный информационный
партнер
Петербургский Летний сад, памятник садово-паркового искусства, был заложен Петром I в 1704 году и множество раз перестраивался, разрушался наводнениями и вновь восстанавливался. Недавно знаменитый парковый ансамбль открылся после долгой реконструкции, в ходе которой радикально изменил свой прежний вид. Главное его варварское изменение — это замена всех мраморных скульптур на новые копии из полимербетона.
«Фанерный Летний сад» Шишкина-Хокусая подчеркивает замену подлинных ценностей суррогатами, плоскими открытками.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
Проект превращает скульптуры в архетипы изгнанников и скитальцев, подобных актерам бродячего театра, готовым показывать свои представления в любом захолустье.
Фанерные скульптуры являются визитной карточкой Шишкина-Хокусая. Идея использовать плоские фигуры возникла в результате многолетней работы над театральными декорациями — сценограф по образованию, Шишкин-Хокусай работу над спектаклем всегда начинал с того, что вырезал и расставлял фигурки в масштабе 1:20 внутри макета сцены.
В поле современного искусства фигурки сохраняют первоначальный игровой элемент, позволивший автору однажды сравнить их с оловянными солдатиками. «Фанерные фигуры — моя волшебная палочка, позволяющая легко преображать любое место», — говорит Шишкин-Хокусай. По словам художника, он совершает «офанеривание мира», заполняя его своими инсталляциями.
Александр Шишкин — сценограф по образованию. Сотрудничает с режиссерами Андреем Могучим и Юрием Бутусовым в оформлении спектаклей на главных театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Работа художника» (2008, 2011, 2012 и 2014).

В 2010 году Шишкин вошел в состав петербургской художественной группировки «Паразит» и с тех пор в современном искусстве выступает как Шишкин-Хокусай. Художник присоединил к своей фамилии, которая также является фамилией широко известного в России живописца, имя знаменитого японского художника Хокусая.

Первый проект художника в сфере современного искусства «Соки света» был выдвинут на премию Кандинского (2012). В последующие несколько лет Шишкин-Хокусай показал себя мастером паблик-арта. Его популярные персонажи — нарисованные черной краской и вырезанные из фанеры фигуры девочек были установлены в общественных пространствах. В 2017 году художник участвовал в первой Триеннале российского современного искусства Музея «Гараж», задействовав для своей инсталляции временный павильон музея работы Шигеру Бана. Шишкин-Хокусай разместил по карнизу практически разобранной постройки фанерные реплики скульптур из Эрмитажа и Летнего сада, тем самым превратив с помощью плоских фигур московский вид в петербургский. Начиная с октября 2017 года его инсталляция «Штурм» из 43 фанерных фигур, посвященная столетию русской революции, регулярно и с успехом демонстрируется в Лондоне. В 2019 году со своей инсталляцией «Фламандская школа» Шишкин-Хокусай стал участником павильона России на 58-й Венецианской биеннале.






О ХУДОЖНИКЕ
Лиля Ким
"Вход"
Сергей Катран «Кристаллы времени»
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
Ян Посадский
«Алёшенька»
Вильгений Мельников
«Нескучный сад. Фонтан»
Вероника Георгиева «Между собакой и волком»
Ольга и Олег Татаринцевы «Пока кто-то знает»
Леонид Тишков
«Облако и веретено»
Феликс Бух
«Тайная Вечеря»
Семён Агроскин
«Увидеть и понять»
Сергей Катран
«Археология ручного труда»
Эльвира Ибадулла-Заде «Лахеса, Клото, Айса, Никта»
1
4
3
19
5
7
8
9
10
12
14
15
20
17
18
КАРТА ВЫСТАВКИ
ЭТАЖ 1
Валерий Кошляков
«Барочный портал церкви»
2
Катерина Ковалева
«Небесные явления», Апофеоз Бесчувственности
13
Нестор Энгельке
«Деревянные портреты»
21
6
18
Серафима Красникова
«Хлеб воспоминаний»
22
Анна Жёлудь
«Персональное пространство»
23
Саша Кокачева «Камин-химера»
24
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
11
Саша Павловская
«На поверхности»
16
Михаил Рубанков
«Ящик №1», «Ящик №2»
25