НЕСТОР
ЭНГЕЛЬКЕ
Деревянный голландский портрет номер 104, 105, 106, 107
Деревянный голландский портрет номер 104, 105. 106; 107
Из серии «Деревянные голландские портреты»
Дерево, эмаль, деревопись
2024
21
БУДУЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Выставка – экскурсия
11
12
24
25
04
25
При поддержке
Профильный информационный
партнер
Серия «Деревянные голландские портреты» представляет собой последствия художественного акта — переработки старой классической живописи (а именно голландской школы XVI–XVII веков) в «топоропись» (с помощью топора) или «деревопись». Техника заключается в следующем: известное живописное произведение, например, мужской портрет 1638 года кисти Самуэля Хофманна, или одна из работ Бартоломеуса ван дер Хельста, или картина Франса Хальса, вырубается на сосновом щите, сделанном из лучших хвойных пород северного леса, после чего оно предстает перед зрителем со всеми своими занозами, зазубринами и заострениями. Эти детали особенно остро заставляют задуматься об искусстве работы с деревом, где важен не только итог, завершенная работа, картина, но и само действие, сам акт рубления, разрубания и вырубания. Особенно важно здесь взаимодействие художника и картины, а также его переосмысление старой школы живописи, ее трансформация в грубую протоживопись с помощью топора.

ЭКСПЛИКАЦИЯ
Художник, архитектор, член общества вольных лесорубов. Родился в 1983 г. в Санкт-Петербурге. Выпускник Академии художеств, участник и один из основателей группы «Север-7». Работает с деревом не только как скульптор и архитектор, но и как автор техники «деревописи»: основным материалом для него является дерево, а инструментом для рисования — топор.

Нестор Энгельке происходит из родовитой семьи петербургской интеллигенции — сын и внук известных архитекторов и искусствоведов с раннего детства был связан с Академией художеств. Обучаясь в последние школьные годы в Академическом художественном лицее имени Б. В. Иогансона, он близко сошелся с двумя другими будущими художниками, которые в 2013 году стали известны как «Север-7» — Александром Цикаришвили и Леонидом Цхэ. После окончания архитектурного факультета Академии художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) он стал практикующим архитектором и часто строил из дерева. Во время учебы, как говорит Энгельке, ему постоянно хотелось изобретать и придумывать что-то новое, что и стало стимулом к занятиям современным искусством.

Как архитектор Нестор Энгельке любит и ценит дерево, знает материал, способен разглядеть эстетические достоинства в любом заборе и предпочитает в качестве основы для работ «дерево с историей». Дерево, понимаемое как природная сущность, стало основной темой искусства Энгельке. «Меня интересует само дерево — оно живое, это какой-то кусок плоти. В его росте есть застывшее движение. Вот просто лежит ветка, и мне интересно найти ей место в жизни человека. Когда дерево — только материал для стульев и шкафов, то оно не главное. А если я, допустим, замахнусь на него топором, то оно проявит себя, из него полезет суть, произойдет его высвобождение из шкафа, из тумбочки, из стены», — говорит Энгельке. Придуманная и постоянно оттачиваемая им техника «деревописи» отчасти стала реакцией на обязательные натюрморты в бесконечном процессе академического обучения: бумагой для художника становится дерево, а его карандашом — топор. Вырубая штрихи и линии на деревянной поверхности, художник создает рисунок, который получает вид «обратного» рельефа. Энгельке называет себя «членом Общества вольных лесорубов», а свои работы определяет терминами «протоживопись» и «протоскульптура» — в этих словах заложено стремление к истокам искусства, поиск которых стал делом всех участников «Севера-7».





О ХУДОЖНИКЕ
Лиля Ким
"Вход"
Сергей Катран «Кристаллы времени»
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
Ян Посадский
«Алёшенька»
Вильгений Мельников
«Нескучный сад. Фонтан»
Вероника Георгиева «Между собакой и волком»
Ольга и Олег Татаринцевы «Пока кто-то знает»
Леонид Тишков
«Облако и веретено»
Феликс Бух
«Тайная Вечеря»
Семён Агроскин
«Увидеть и понять»
Сергей Катран
«Археология ручного труда»
Эльвира Ибадулла-Заде «Лахеса, Клото, Айса, Никта»
1
4
3
19
5
7
8
9
10
12
14
15
20
17
18
КАРТА ВЫСТАВКИ
ЭТАЖ 1
Валерий Кошляков
«Барочный портал церкви»
2
Катерина Ковалева
«Небесные явления», Апофеоз Бесчувственности
13
Нестор Энгельке
«Деревянные портреты»
21
6
18
Серафима Красникова
«Хлеб воспоминаний»
22
Анна Жёлудь
«Персональное пространство»
23
Саша Кокачева «Камин-химера»
24
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
11
Саша Павловская
«На поверхности»
16
Михаил Рубанков
«Ящик №1», «Ящик №2»
25