КАТЕРИНА
КОВАЛЁВА
Серия «НЕБЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
АПОФЕОЗ БЕСЧУВСТВЕННОСТИ
Триптих
2022-2023
13
БУДУЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Выставка – экскурсия
11
12
24
25
04
25
При поддержке
Профильный информационный
партнер
В конце 18–го — начале 19–го века итальянское искусство в России было чрезвычайно популярно. Каноны классического искусства повсеместно использовались в архитектуре, живописи, декоративном искусстве, приглашались художники из Италии для украшения дворцов, усадеб или церквей. Состоятельные владельцы особняков на Старой Басманной улице также шли в ногу со временем, дополняя свои интерьеры росписями под Тьеполо или Веронезе, украшая стены полотнами итальянских мастеров.

Часто примером для подражания становится венецианец Джованни Баттиста Тьеполо, его исключительная виртуозность и легкость в передаче иллюзорности воздушной стихии или небесных явлений. Язык аллегории становится очень популярным. Аллегория искусств или Аллегория Благородства и добродетели, Аллегория Супружества.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
В триптихе «Апофеоз бесчувственности или Небесные явления», использованы фрагменты живописи Тьеполо, аллегорические изображения, которые можно было часто увидеть в росписях потолков, плафонов московских усадеб и особняков. В этих сценах «небесного театра», в круге вечного водоворота жизни, хотелось соединить возвышенное и приземленное, сакральное и профанное, верх и низ, которые в любой момент могут поменяться местами, достаточно лишь повернуть круг.

Фрагменты супрематических композиций Лисицкого будто усиливают это противостояние, подчеркивая условность изображенной барочной торжественности аллегорических сцен и простоты минимализма геометрической композиции.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
«Апофеоз бесчувственности», как аллегория сегодняшнего дня, перефразирует или вторит «Апофеозу беспочвенности» Льва Шестова, когда «... философия начинается не с удивления, но с трагедии — она не о "познании", а о том, как жить человеку, когда всё привычное рухнуло и общеобязательное не только не может спасти, но лишь делает осуждение безоговорочным. Но если отказаться от гарантий, поставить всё на беспочвенность, то можно обрести надежду».
Искусство Катерины Ковалевой чрезвычайно разнообразно. В разные годы она занималась оформлением книг, иллюстрацией и дизайном интерьера.
В своей художественной практике Ковалева соединяет мозаику, скульптуру, живопись и коллаж, все время экспериментируя с материалами и техниками.

Училась в МВХПУ ( б. Строгановское), в 1989 году закончила Московский Полиграфический институт. С 1986 года участник более 80 групповых и персональных выставок в России и за рубежом. Стипендиат Министерства культуры РФ и Австрии.

В 2017 году была участником проекта Antarctic biennale , в рамках которого сделала серию работ «Антарктический дневник», которая была впервые показана на борту научного судна «Сергей Вавилов» в проливе Дрейка, а также на 57-й Биеннале в Венеции. В 2018 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная выставка К. Ковалевой «Маршруты памяти».

Обращаясь к архивным материалам, документам и артефактам прошлого, художница исследует феномен памяти, ее связь с историей страны и отдельно взятого человека. Таким большим исследованием стала выставка «История болезни. Право на отдых», которая состоялась в музее Росфото ( СПБ) в 2021 году. Проект был посвящен советскому санаторному отдыху, теме забвения и упадка цивилизаций. В 2023 в Музее истории ГУЛАГа былпредставлен большой проект Ковалевой «Зона ожидания», исследующий феномен ожидания. В 2024 участвует в выставке Personal structures в рамках 60-й Венецианской биеннале, также в Венеции, в центре современного искусства CREA проходит большая персональная выставка Катерины Ковалевой Limbo.

Как участник фестиваля современного искусства «Аланика 2024» создала большую инсталляцию «Лов рыбы на свет» в Музее Рыбной промышленности г. Махачкалы, ставшую частью постоянной экспозиции музея. В этой работе художница вновь обращается к теме памяти, в контексте сохранения музейных достижений прошлого.

Осенью 2024 года представила проект «Триумф небесной скорости», созданный специально для Ламборгини (Москва).

О ХУДОЖНИКЕ
Лиля Ким
"Вход"
Сергей Катран «Кристаллы времени»
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
Ян Посадский
«Алёшенька»
Вильгений Мельников
«Нескучный сад. Фонтан»
Вероника Георгиева «Между собакой и волком»
Ольга и Олег Татаринцевы «Пока кто-то знает»
Леонид Тишков
«Облако и веретено»
Феликс Бух
«Тайная Вечеря»
Семён Агроскин
«Увидеть и понять»
Сергей Катран
«Археология ручного труда»
Эльвира Ибадулла-Заде «Лахеса, Клото, Айса, Никта»
1
4
3
19
5
7
8
9
10
12
14
15
20
17
18
КАРТА ВЫСТАВКИ
ЭТАЖ 1
Валерий Кошляков
«Барочный портал церкви»
2
Катерина Ковалева
«Небесные явления», Апофеоз Бесчувственности
13
Нестор Энгельке
«Деревянные портреты»
21
6
18
Серафима Красникова
«Хлеб воспоминаний»
22
Анна Жёлудь
«Персональное пространство»
23
Саша Кокачева «Камин-химера»
24
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
11
Саша Павловская
«На поверхности»
16
Михаил Рубанков
«Ящик №1», «Ящик №2»
25