СЕРГЕЙ
КАТРАН
Кристаллы времени
Инсталляция
Аквариумы, песочные часы, вода, дерево
2011
3
БУДУЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЙ
Выставка – экскурсия
11
12
24
25
04
25
При поддержке
Профильный информационный
партнер
Инсталляция посвящена размышлениям о Времени. Комплекс Ванн для восстановления Кристаллов Времени-12 (КВНДВКВ-12) служит для увеличения время отдачи комплекта песочных часов, которые используются в приборе Колесо Времени (КВ) для получения Свободного Времени (СВ). В каждом из аквариумов, наполненных водой, плавают, как поплавки, то есть вертикально, 12 песочных часов. Причем, Кристаллы Времени достаточно активно двигаются, поскольку аквариумы снабжены небольшими компрессорами, которые вызывают движение стеклянных пробирок, что в свою очередь вызывает характерный и необычный звук. В таком динамическом режиме Кристаллы Времени восстанавливаются через 1000 часов и могут быть вновь использованы по прямому назначению, то есть возвращены в рабочую часть КВ для дальнейшей генерации СВ.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
Художественный метод, который я использую для создания глиняных работ, я назвал бы «автоархеологией», поскольку исторический материал для выставки я добываю не извне (пространства), как это делают археологи, а изнутри собственного сознания. Изучая историю места, его особенности, сопоставляя события и факты, обращаясь к опыту коллег и исследователей, постепенно я составляю корпус предметов, которые могли быть найдены или были найдены на месте исследования. После этого я работаю с глиной. Объекты оформляются в экспрессивные модели «найденных» предметов. У меня нет цели приблизить их к реалистичным формам, поскольку меня интересует образ предмета, схваченный «здесь и сейчас». Исполненный по памяти, объект получает субъективный вектор, и, в совокупности с остальными обретенными качествами, превращается в артефакт.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
19
Значительная часть инструментария, найденного в подвальных зонах западного крыла относится к периоду до основания каменного дворца ок. 1755-1760 гг. Вероятно, предметы принадлежали тайному советнику Николаю Александровичу Головину, внуку первого в России генерал-фельдмаршала петровского времени Фёдора Головина. Считается, что Николай Головин был первым масоном среди русской знати. При дворе Елизаветы Петровны граф служил герольдмейстером. Среди найденных предметов имеются прямые и косвенные атрибуты «вольных каменщиков».
В конце 18 века имение досталось представителю легендарного рода уральских заводчиков Никите Никитичу Демидову мл. Деревянные головинские постройки сменяются демидовским усадебным ансамблем.

Трехэтажный дворец с двумя симметричными флигелями и хозяйственными постройками был украшен пилястрами, лепниной, при этом сохранил вид архитектурной строгости, характерной для образцов раннего классицизма. Этот период отражен в многочисленных находках старинных кованных гвоздей, оставшихся от ранних построек Головина. Впрочем, не исключено, что и Демидовы могли иметь отношение к железным гвоздям, как образцам собственной продукции, так как имели на Урале Каслинский, Кыштымский, а также Азяш-Уфимский и Кеолиский заводы в Исетской провинции и проч.
Вызывают большой интерес также топоры, которым была уготована зловещая судьба, разрешившись, впрочем, счастливо.
Никита Никитич Демидов мл. женился на девице из купеческого рода Софье Алексеевне Ширяевой. По прошествии 16 лет Софья Алексеевна бежит от супруга с неким Хитровым, захватив с собою «бриллиантовых и золотых вещей на шестьдесят тысяч». Позже Софья вернулась к мужу без денег. Демидов простил супругу. Однако, Софья Алексеевна совершила рецидив. На этот раз «триггером» стал Василий Ипатьевич Полянский, секретарь Академии художеств, любимец Екатерины II и добрый знакомый французского философа Вольтера. Любовники бежали майской ночью 1777 года. Полиция смогла напасть на след беглецов и они были схвачены. Полянского приговорили к отрубанию руки. Доподлинно не известно, какой из представленных на экспозиции топоров должен был стать инструментом нравоучительного наказания, но в самый ответственный момент, когда топор уже навис над правой рукой Полянского пришла весть от Императрицы о помиловании.

В 1805 году после кончины Никиты Никитича дом на Басманной приобрел Михаил Петрович Голицын, представитель одного из самых именитых российских родов. Князь имел отменную коллекцию живописи и редких книг. Современники сравнивали его богатейшее собрание с Эрмитажем. Полотна Рубенса, Рейсдаля, Корреджо, Метца украшали стены дворца на Малой Басманной, а в витринах хранились манускрипты, принадлежавшие некогда герцогу Шаузелю, королю Карлу V, Козимо и Марии Медичи.

В конце 1820-х годов Голицын разорился и усадьба вместе с домом, картинами и книгами ушла с молотка. Обратите внимание, что в коллекции современной экспозиции имеются несколько вариантов этого инструмента.
Владения достались Попечительному совету заведений общественного призрения для устройства Сиротского дома. А в 1876 году во дворце была обустроена больница для чернорабочих на 600 коек. Главным врачом заведения назначили доктора медицины Петра Николаевича Фёдорова.
Инструменты, которыми пользовался светила медицины также могли сохраниться до сегодняшнего дня. Обратите внимание на ножницы или пилы.

Дворец неоднократно перестраивался. Так, архитектор Александр Адольфович Мейнгард, автор проектов Корпуса для одиночного заключения Бутырской тюрьмы, корпуса Преображенской психиатрической больницы на ул. Матросская тишина, Юго-Западные ворот Введенского кладбища выполнил перестройку помещения для больницы. Басманная больница, впоследствии ставшая 6-й городской больницей, не изменяла своему назначению вплоть до 2015 года, пока не была закрыта.


*Приношу благодарность историку, энтузиасту и исследователю Москва и Басманного района Олегу Фочкину.

**При написании экспликации были использованы материалы: Евгения Гершкович, «Дом недели: гибнущий дворец Демидова на Новой Басменной» (24.04.2020, «Москвич»)
Художник, куратор. Получил образование на факультете естествознания Криворожского государственного педагогического института по специальности биология, химия. Окончил Школу Визуальных искусств.

Художник работает с различными медиа: инсталляция, объект, видео, фото, графика, живопись, акция, перформанс, звук, текст. Сфера интересов: границы искусства, медиапоэзия, эксперимент, исследование, искусство и наука. Художественная практика Сергея Катрана опирается на актуальные открытия современной науки и техники, которые наделяют науку статусом духовного эксперимента.

Участник специальных проектов: 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой Московских биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013, 2015); 7-ой Ширяевской биеннале современного искусства (2011); 2-ой Каспийской биеннале современного искусства, Баку (2013); TodayisArt, Гаага, Нидерланды (2013); Киберфест – 10, Санкт-Петербург (2017); 1-ой Евразийской скульптурной биеннале, Астана (2017); Архстяние, Никола-Ленивец, Калужская область (2017); Арт Беларусь, Минск, Беларусь (2018); международном художественном симпозиуме «Аланика», Владикавказ (2018). Куратор Резиденции Большого Семейства Комбуча Достоевский, Минск, Беларусь, (2019); участник выставок в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центре современного искусства и многих других.

Лауреат премии «Ломоносов Арт» за интеллектуальный вклад в современное искусство (Философский факультет, МГУ, 2012); трижды номинант Премии Сергея Курехина в номинациях «Лучшее произведение визуального искусства» (2013, 2014) и «Искусство в общественном пространстве» (2016). Кавалер знака отличия за выдающиеся достижения в области визуальной культуры (2015).

Автор пяти поэтических сборников.



О ХУДОЖНИКЕ
Лиля Ким
"Вход"
Сергей Катран «Кристаллы времени»
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
Ян Посадский
«Алёшенька»
Вильгений Мельников
«Нескучный сад. Фонтан»
Вероника Георгиева «Между собакой и волком»
Ольга и Олег Татаринцевы «Пока кто-то знает»
Леонид Тишков
«Облако и веретено»
Феликс Бух
«Тайная Вечеря»
Семён Агроскин
«Увидеть и понять»
Сергей Катран
«Археология ручного труда»
Эльвира Ибадулла-Заде «Лахеса, Клото, Айса, Никта»
1
4
3
19
5
7
8
9
10
12
14
15
20
17
18
КАРТА ВЫСТАВКИ
ЭТАЖ 1
Валерий Кошляков
«Барочный портал церкви»
2
Катерина Ковалева
«Небесные явления», Апофеоз Бесчувственности
13
Нестор Энгельке
«Деревянные портреты»
21
6
18
Серафима Красникова
«Хлеб воспоминаний»
22
Анна Жёлудь
«Персональное пространство»
23
Саша Кокачева «Камин-химера»
24
Антон Конюхов
«Канистра», «Без названия»
11
Саша Павловская
«На поверхности»
16
Михаил Рубанков
«Ящик №1», «Ящик №2»
25